СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДЗЕМНОГО ЗАВОДА MITTELWERKE
В 1942 германский министр вооружений Альберт Шпеер, стремясь организовать и наладить выпуск чудо-оружия V-2 (А-4), учредил "Специальную комиссию А-4" во главе с Герхардом Дегенколбом (Gerhard Degenkolb). Выбор Дегенколба был неслучайным, поскольку этот человек имел большой организационно-управленческий опыт, являясь директором крупного германского предприятия DEMAG, которое специализировалось на выпуске локомотивов. Кроме локомотивов DEMAG выпускало также образцы военной техники.
Серьёзным намерениям Германии по применению А-4 сильно препятствовала раздутая бюрократическая система Армейских ведомств (Wa Pruf 11). Требовалось сконцентрировать руководство и сузить круг людей, ответственных за принятие решений. В данных условиях Дегенколб неожиданно предложил вывести производство А-4 из подчинения армии. Как ни странно, но шеф Wa Pruf 11 Вальтер Дорнбергер (Walther Dornberger) поддержал идею Догенколба.
Когда наконец был положительно решён вопрос бюрократических проволочек, остро встала проблема нехватки людей для быстрой реализации такого масштабного проекта. Немцы смогли навербовать немного рабочих и платили им довольно мало. Решение было найдено быстро и вполне типично для того времени. Главный инженер по производству А-4 в Пенемюнде (Peenemunde) Артур Рудольф (Arthur Rudolph) для ознакомления с организацией труда посетил авиазавод Хейнкель (Heinkel) севернее Берлина. На авиазаводе Рудольф увидел, что нехватку персонала компенсировали насильственным привлечением к работе узников концентрационных лагерей. Окрылённый увиденным ярый нацист Рудольф решил перенять опыт Heinkel.
В июне 1943 Пенемюнде затребовал около 1400 узников и установил максимум в 2500. Всего к работам привлекли боле 60 000 человек, 25 000 было замучено на работах, умерло от плохого обращения или уничтожены СС при попытке удалить рабочих в апреле 1945 перед приходом американской армии.
16 июля 1943 в Здании F1 открылся предшественник горизонтальной железнодорожной ветки.
4 августа 1943 было принято окончательное решение возложить основную тяжесть работ на узников концлагеря: на 1 немецкого рабочего приходилось 10-15 узников. Узники содержались в ужасных условиях в небольшом концлагере под Зданием F1. Процесс сборки А-4 требовал тщательной подгонки узлов и агрегатов к друг к другу в каждой конкретной ракете. Это означало, что в Mittelwerke кроме сборки должно осуществляться ещё и тестирование ракет. За окончательную приёмку продукции отвечал фон Браун.
Англо-американские ВВС тоже не теряли время даром и уже 17-18 августа 1943 комплекс в Пенемюнде подвергся массированным бомбардировкам, которые, в отличие от "чудо-оружия", были более чем эффективны. Напуганные перспективой того, что авиация Союзников повадится и дальше бомбить "светлую мечту и надежду" Германии, руководство Рейха стало подумывать как бы переместить под землю ключевые этапы и саму сборку А-4.
26 августа 1943 состоялась встреча ответственных за проект А-4, на которой наметили для постройки серию туннелей под горой Кохнштейн (Kohnstein) возле города Нордхаузен (Nordhausen). Сеть туннелей начала строить по правительственному распоряжению ещё в 1934 компания Wifo. Правда, в то время туннели строились для добычи гипса. Потом в них хранили запасы нефти, бензина и даже отравляющий газ. В октябре 1940 Министерство вооружений одобрило план расширения подземных площадей. Было построено 2 параллельных S-образных туннеля длиной почти по 1890 м, соединявшихся через равные интервалы промежуточными туннелями. Промежуточные туннели назывались "залами" или "камерами". Уже в рамках проекта Mittelwerke до конца 1943 было пробито 43 промежуточных туннеля, а общее их количество составило 46. Ширина главных туннелей "А" и "В" позволила проложить 2-колейную стандартную рельсовую дорогу. Расстояние между внешними стенками туннелей "А" и "В" равнялось приблизительно 183 м.
Уже 28 августа 1943, через 2 дня после того, как выбор пал на Mittelwerke, поступила первая партия узников. К работе привлекались заключённые небольшого концлагеря "Дора", который структурно являлся частью огромного концентрационного комплекса Бухенвальд. 1 ноября "Дора" стал самостоятельным концлагерем "KZ Mittelbau". Фактически новый лагерь размещался в туннелях, которые узники строили. Условия содержания были нечеловеческими: люди задыхались от густой гипсовой пыли, едких газов от взрывных работ, изнурительная работа, отвратительное питание, смертельное истощение, отсутствие какой-нибудь медицинской помощи и проточной воды приводили к туберкулёзу, тифу и другим тяжёлым болезням в добавок к чрезвычайно высокому травматизму. Работы шли непрерывно - 24 часа в сутки. С весны 1944 "Дора" преобразована в типичный концлагерь на поверхности: 58 бараков обнесённых ключей проволокой. Новый лагерь находился приблизительно в 450 метрах к западу от южного входа в туннель "В". Окончательная постройка лагеря длилась до октября 1944. Пик наиболее тяжёлых работ пришёлся на октябрь, ноябрь и декабрь 1943. Узники калечились и гибли при выгрузке вагонеток с породой, падали от истощения с лесов, имевших около 10 м в высоту. Ежедневно со стройки грузовики увозили трупы замученных людей в Бухенвальдский крематорий. После пробития туннелей из Пенемюнде доставили оборудование, которое обречённые узники вручную, через блоки и частично по узкоколейке заносили и устанавливали в подземелье.
24 сентября 1943 произошло интересное событие - комплекс в Mittelwerke был объединён в частную компанию, которой выдали контракт на изготовление 12 000 А-4.
После встречи с фюрером Гиммлер довёл до сведения министра вооружений Алберта Шпеера, что отныне Шпеер несёт личную ответственность за создание А-4. Кроме того, Гиммлер посоветовал назначить начальником комплекса Mittelwerke генерала Ганса Каммлера (Hans Kammler). Каммлер уже успел отличиться, отвечая за постройку лагерей смерти и газовых камер в Аушвитц-Беркенау, Майданеке и Бельзеке. Примечательно, что к реализации проекта "чудо-оружия" привлекли именно такого человека.
Общая площадь комплекса Миттельверке (Mittelwerke) составляла 125 000 м2. Длина главных туннелей "А" и "В" по 1890 м, высота составляла 6,4 м - 7м, а ширина 8,8 м - 11 м. Туннели "А" и "В" соединялись 46 залами, которые нумеровались от 1 до 46, начиная с северной стороны горы.
Производство V-2 называлось Mittelwerke I и осуществлялось в залах 21-42.
Северная часть туннеля "А" и залы 46-43 были заняты под производство V-1, которое называлось Mittelwerke II.
Залы 1-20, в северной части комплекса, были отведены под выпуск авиадвигателей фирмой Юнкерс (Junkers). Этот проект именовался Нордверк (Nordwerk).
Вход в Миттельверке