Всё обо всём

Объявление

Гости пожалуйста регистрируйтесь.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Всё обо всём » Германия » Подземный ракетный завод Миттельверке (Mittelwerke)


Подземный ракетный завод Миттельверке (Mittelwerke)

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

СТРОИТЕЛЬСТВО ПОДЗЕМНОГО ЗАВОДА MITTELWERKE

В 1942 германский министр вооружений Альберт Шпеер, стремясь организовать и наладить выпуск чудо-оружия V-2 (А-4), учредил "Специальную комиссию А-4" во главе с Герхардом Дегенколбом (Gerhard Degenkolb). Выбор Дегенколба был неслучайным, поскольку этот человек имел большой организационно-управленческий опыт, являясь директором крупного германского предприятия DEMAG, которое специализировалось на выпуске локомотивов. Кроме локомотивов DEMAG выпускало также образцы военной техники.
Серьёзным намерениям Германии по применению А-4 сильно препятствовала раздутая бюрократическая система Армейских ведомств (Wa Pruf 11). Требовалось сконцентрировать руководство и сузить круг людей, ответственных за принятие решений. В данных условиях Дегенколб неожиданно предложил вывести производство А-4 из подчинения армии. Как ни странно, но шеф Wa Pruf 11 Вальтер Дорнбергер (Walther Dornberger) поддержал идею Догенколба.
Когда наконец был положительно решён вопрос бюрократических проволочек, остро встала проблема нехватки людей для быстрой реализации такого масштабного проекта. Немцы смогли навербовать немного рабочих и платили им довольно мало. Решение было найдено быстро и вполне типично для того времени. Главный инженер по производству А-4 в Пенемюнде (Peenemunde) Артур Рудольф (Arthur Rudolph) для ознакомления с организацией труда посетил авиазавод Хейнкель (Heinkel) севернее Берлина. На авиазаводе Рудольф увидел, что нехватку персонала компенсировали насильственным привлечением к работе узников концентрационных лагерей. Окрылённый увиденным ярый нацист Рудольф решил перенять опыт Heinkel.
В июне 1943 Пенемюнде затребовал около 1400 узников и установил максимум в 2500. Всего к работам привлекли боле 60 000 человек, 25 000 было замучено на работах, умерло от плохого обращения или уничтожены СС при попытке удалить рабочих в апреле 1945 перед приходом американской армии.
16 июля 1943 в Здании F1 открылся предшественник горизонтальной железнодорожной ветки.
4 августа 1943 было принято окончательное решение возложить основную тяжесть работ на узников концлагеря: на 1 немецкого рабочего приходилось 10-15 узников. Узники содержались в ужасных условиях в небольшом концлагере под Зданием F1. Процесс сборки А-4 требовал тщательной подгонки узлов и агрегатов к друг к другу в каждой конкретной ракете. Это означало, что в Mittelwerke кроме сборки должно осуществляться ещё и тестирование ракет. За окончательную приёмку продукции отвечал фон Браун.
Англо-американские ВВС тоже не теряли время даром и уже 17-18 августа 1943 комплекс в Пенемюнде подвергся массированным бомбардировкам, которые, в отличие от "чудо-оружия", были более чем эффективны. Напуганные перспективой того, что авиация Союзников повадится и дальше бомбить "светлую мечту и надежду" Германии, руководство Рейха стало подумывать как бы переместить под землю ключевые этапы и саму сборку А-4.
26 августа 1943 состоялась встреча ответственных за проект А-4, на которой наметили для постройки серию туннелей под горой Кохнштейн (Kohnstein) возле города Нордхаузен (Nordhausen). Сеть туннелей начала строить по правительственному распоряжению ещё в 1934 компания Wifo. Правда, в то время туннели строились для добычи гипса. Потом в них хранили запасы нефти, бензина и даже отравляющий газ. В октябре 1940 Министерство вооружений одобрило план расширения подземных площадей. Было построено 2 параллельных S-образных туннеля длиной почти по 1890 м, соединявшихся через равные интервалы промежуточными туннелями. Промежуточные туннели назывались "залами" или "камерами". Уже в рамках проекта Mittelwerke до конца 1943 было пробито 43 промежуточных туннеля, а общее их количество составило 46. Ширина главных туннелей "А" и "В" позволила проложить 2-колейную стандартную рельсовую дорогу. Расстояние между внешними стенками туннелей "А" и "В" равнялось приблизительно 183 м.
Уже 28 августа 1943, через 2 дня после того, как выбор пал на Mittelwerke, поступила первая партия узников. К работе привлекались заключённые небольшого концлагеря "Дора", который структурно являлся частью огромного концентрационного комплекса Бухенвальд. 1 ноября "Дора" стал самостоятельным концлагерем "KZ Mittelbau". Фактически новый лагерь размещался в туннелях, которые узники строили. Условия содержания были нечеловеческими: люди задыхались от густой гипсовой пыли, едких газов от взрывных работ, изнурительная работа, отвратительное питание, смертельное истощение, отсутствие какой-нибудь медицинской помощи и проточной воды приводили к туберкулёзу, тифу и другим тяжёлым болезням в добавок к чрезвычайно высокому травматизму. Работы шли непрерывно - 24 часа в сутки. С весны 1944 "Дора" преобразована в типичный концлагерь на поверхности: 58 бараков обнесённых ключей проволокой. Новый лагерь находился приблизительно в 450 метрах к западу от южного входа в туннель "В". Окончательная постройка лагеря длилась до октября 1944. Пик наиболее тяжёлых работ пришёлся на октябрь, ноябрь и декабрь 1943. Узники калечились и гибли при выгрузке вагонеток с породой, падали от истощения с лесов, имевших около 10 м в высоту. Ежедневно со стройки грузовики увозили трупы замученных людей в Бухенвальдский крематорий. После пробития туннелей из Пенемюнде доставили оборудование, которое обречённые узники вручную, через блоки и частично по узкоколейке заносили и устанавливали в подземелье.
24 сентября 1943 произошло интересное событие - комплекс в Mittelwerke был объединён в частную компанию, которой выдали контракт на изготовление 12 000 А-4.
После встречи с фюрером Гиммлер довёл до сведения министра вооружений Алберта Шпеера, что отныне Шпеер несёт личную ответственность за создание А-4. Кроме того, Гиммлер посоветовал назначить начальником комплекса Mittelwerke генерала Ганса Каммлера (Hans Kammler). Каммлер уже успел отличиться, отвечая за постройку лагерей смерти и газовых камер в Аушвитц-Беркенау, Майданеке и Бельзеке. Примечательно, что к реализации проекта "чудо-оружия" привлекли именно такого человека.
Общая площадь комплекса Миттельверке (Mittelwerke) составляла 125 000 м2. Длина главных туннелей "А" и "В" по 1890 м, высота составляла 6,4 м - 7м, а ширина 8,8 м - 11 м. Туннели "А" и "В" соединялись 46 залами, которые нумеровались от 1 до 46, начиная с северной стороны горы.
Производство V-2 называлось Mittelwerke I и осуществлялось в залах 21-42.
Северная часть туннеля "А" и залы 46-43 были заняты под производство V-1, которое называлось Mittelwerke II.
Залы 1-20, в северной части комплекса, были отведены под выпуск авиадвигателей фирмой Юнкерс (Junkers). Этот проект именовался Нордверк (Nordwerk).

http://www.vn-parabellum.com/images/ger-mittelwerke-4.jpg
Вход в Миттельверке

0

2

Чудо-оружие Фау-1
(Vergeltungswaffe V-1)

Классификация данного оружия до сих пор вызывает споры: одни считают V-1 первой в мире крылатой ракетой, другие – самолётом-снарядом или летающей бомбой.
В немецких документах и масс-медиа ракета упоминалась как: Fi 103 или V-1. В целях секретности, чтобы запутать вражескую разведку, иногда проект V-1 проходил под названием FZG 76 (flakzielgerat) – прицельное устройство для орудия ПВО.
На самом деле V-1 представляла собой чрезвычайно простую и дешёвую конструкцию. Она напоминала небольшой безпилотный самолёт, на котором стоял пульсирующий воздушно-реактивный двигатель As 109-104. Разработкой пульсирующего двигателя занимался Пауль Шмидт (Paul Schmidt) с 1928 г. Размах крыльев равнялся 5,3 м или 4,8 м – в зависимости от модели.
Звпуск V-1 происходил со специальной рампы, на которой ракета стартовыми ускорителями разгонялась до нужной скорости, на которой включался маршевый пульсирующий двигатель. Сразу после схода с рампы, стартовые ускорители сбрасывались. V-1 могла стартовать также с самолёта-носителя. Обычно полёт V-1 проходил на высоте 600-900 м.
Серьёзную проблему представляло наведение ракеты на цель. Курс V-1 регулировали 3 простых гироскопа и компас. Дальность контролировалась небольшим пропеллером, который в полёте вращался и тем самым закручивал присоединённый к пропеллеру болт. Когда резьба болта доходила до определённой точки, пульсирующий двигатель выключался и V-1 переводилась рулями в крутое пикирование. Взрыватель срабатывал непосредственно при ударе о землю. Первый боевой пуск состоялся 13.6.1944.
Дешевизна и простота позволяли легко производить V-1 в больших количествах. Всего изготовили 32 000 V-1.
Все достоинства V-1 сильно портило примитивное утройство наведения. Стрелять V-1 можно было только по большим площадям, таким как город или огромный порт в Антверпене.
На V-1 Германия возлагала огромные надежды. Проиграв битву за Британию в воздухе, Гитлер мечтал поставить Англию на колени бомбардировками V-1. Не случайно литера «V» является абревиатурой слова – Vergeltungswaffe т.е. чудо-оружие. Ракетами V-1 обстреливали Англию и порт в Антверпене, который имел стратегическое жизненно-важное значение в снабжении войск Союзников. Бомбардировками V-1 Германия надеялась убедить англичан, что они воюют с братским народом и должны если не перейти на сторону Германии, то хотя бы выйти из войны. От чудо-оружия немцы ждали буквально чуда, но чуда не произошло – разрывы М дишь сильней сплотили англичан и ещё больше укрепили их стремление покончить с «навязчивым братом» - нацистской Германией.
Британскаяая артиллерия ПВО и ВВС эффективно противостояли атакам V-1. Для новых английских истребителей особенно с реактивными двигателями, как Gloston Meteor ракеты V-1 являлись лёгкой мишенью. На конечном участке траектори перед переходом в пикирование у V-1 отключался маршевый двигатель – что позволяло противнику заранее подготовиться. Англичане знали, что пока водят в небе V-1 с работающим двигателем им ничего не грозит. Позднее эту особенность V-1 немецкие конструкторы устранили. Перехвату и уничтожению V-1 способствовал длинный хорошо заметный след в небе, который оставлял за собой пульсирующий двигатель.
Бомбардировки ракетами V-1 длились с 13 июня 1944 по 29 марта 1945. Всего по Англии было запущенно 10 000 V-1. На сам Лондон и его пригороды упало 2419 V-1. Часть ракет отправили на города севернее британской столицы.

http://www.vn-parabellum.com/images/ger-v1-1.jpg
V-1 падает на английский город

По Западной Европе пришлось 12 000 пусков. На Антверпен и прилегающую территорию упало 2448 «чудес».
Неудовлетворительная меткость V-1 и эффективность английской ПВО и ВВС негативно сказались на боевом применении V-1.
Известно о разработке и изготовлении небольшого количества V-1 управляемых смертниками. Впрочем, до их боевого применения дело не дошло.
Всего было построено 32 000 V-1.

0

3

Чудо-оружие Фау-2
(A-4 Vergeltungswaffe-2, V-2)

http://www.vn-parabellum.com/images/ger-v2-1.jpg
Фау-2 (A-4) на стартовой позиции

A-4 (V-2) – была первой в мире баллистической ракетой. Она была создана группой конструкторов под руководством гениального немецкого учёного Вернера фон Брауна (Wernher von Braun), который посвятил 10 лет развитию этого проекта.

На ранних этапах создание А-4 тормозилось недостаточным финансированием и невозможностью проводить опасные для окружающих эксперименты. В 1937 группа фон Брауна наконец переехала на новый ракетный полигон на удалённом острове Пенемюнде (Peenemunde).

1-е испытание А-4 провели 13 июня 1942. Ракета оторвалась от земли, но взорвалась на старте.
2-е испытание А-4 состоялось 16 августа 1942. В этот день А-4 стала первой в мире ракетой, преодолевшей скорость звука.
3-й испытательный запуск A-4 30 октября 1942 – ознаменовался полным успехом. Ракета пролетев 118 км упала в 2,5 км от запланированного места. Всего в Пенемюнде был проведён 31 испытательный пуск.

После старта А-4 поднималась на высоту 96 км, откуда с огромной скоростью устремлялась на цель. Заранее засечь A-4 или принять какие-либо контрмеры было невозможно. A-4 была внезапна и неуязвима. Боевая часть ракеты весила 907 кг и причиняла значительные разрушения. В качестве взрывчатки применялся аматол из-за его устойчивости к высоким температурам – головной обтекатель нагревался до 600 градусов трением об атмосферу. Перед пуском A-4 строго выравнивалась по азимуту с помощью большого круга наведения. После этого наведение осуществлялось системой маятниковых устройств, создававших устойчивую платформу, двумя LEV-3 гироскопами и интегрированным акселерометром. Во время полёта угол ракеты регулировался аэродинамическими рулями лопастей, которые имели электрогидравлический привод. При старте направления контролировалось графитовыми лопастями, которые обтекались выхлопной струёй двигателя.

http://www.vn-parabellum.com/images/ger-v2-2.jpg
Старт Фау-2 (A-4)

На A-4 устанавливался довольно большой двигатель, работавший на этиловом спирте и жидком кислороде. Топливо в двигатель подавалось мощными турбонасосами Вальтера, которые приводились в движение турбинами на С-образной и Т-образной рейках. При этом вырабатывалась энергия в 730 л.с. Ракетный двигатель развивал тягу в 27 500 кг придавая ракете сверхзвуковую скорость.

В отличие от V-1 ракета А-4 могла запускаться не только со стационарной установки, существовал её мобильный вариант Meillerwagen, способный перевозить и осуществлять пуск.
Взрыв происходил не сразу при ударе о поверхность и ракета успевала немного углубиться в землю.

Гитлер узнав про впечатляющих успех проекта А-4 издал приказ от 22 декабря 1944 о массовом производстве Vergeltungswaffe 2. V-2 была именно тем воплощением «чуда», о котором Гитлер столько мечтал, желая неотвратимыми бомбардировками вывести Англию из войны и поссорить Союзников.

Предварительное производство началось в конце 1943 на новом заводе, расположенном к югу от Пенемюнде. Однако основной серийный выпуск V-2 осуществлялся на огромном подземном заводе Mittelwerke, где 50 000 славянских рабочих собирали немецкое «чудо-оружие».

Гитлер настаивал на скорейшем применении А-4, тем более что технически это было вполне осуществимо. Гитлер считал, что А-4 должно способствовать выходу Англии из войны и развалу антифашистской коалиции. И запускать А-4 надо пока Союзники не достигли значительных успехов на Втором Фронте. Но фюрера удалось убедить, что наилучшего эффекта можно достичь лишь от массированного применения нового оружия. Когда на складах накопилось 1800 готовых V-2, было решено наконец начать полномасштабную кампанию запусков нового "чуда-оружия".

Новое вооружение поступило в 836 Artillerie Abteilung. Освоение новой техники и учебные стрельбы проходили в Польше, недалеко от города Близна (Blizna). Всего в Польше было израсходовано 600 ракет А-4.

Наконец, 6 сентября было сделано 2 плохо-прицельных пуска А-4 по Парижу. 9 сентября начались регулярные запуски V-2, которые продолжались до 27 марта 1945. За это время запустили 4320 ракет. По Англии выпустили 1120 ракет, долетело 1050, при этом погибло 2754 человека и 6523 получили серьёзные ранения.

Несмотря на то, что V-2 была намного дороже, чем V-1, она причиняла практически те же разрушения. В целом, высокие затраты на применение данного "чудо-оружия" абсолютно не соответствовали незначительному ущербу, который причинили бомбардировки.

0


Вы здесь » Всё обо всём » Германия » Подземный ракетный завод Миттельверке (Mittelwerke)