Введение.
ХХ век далеко не случайно считается эпохой тоталитаризма .Несмотря на то , что тоталитарные общества существовали далеко не в многих странах ,но именно государства , где была установлена тоталитарная система так или иначе определяли историю фактически всего мира на протяжении нынешнего столетия . Сама суть тоталитаризма достаточно точно отражена в этом термине : тотальность , всеобщесть . Тотальный , всеобщий контроль над обществом - вот один из характерных признаков тоталитарного государства , отличающего его от обыкновенной диктатуры . Причем не правы те , кто считает , что данный контроль осуществляется исключительно при помощи карательной системы . Важную роль , если не ведущую , здесь играет пропаганда . Тоталитарной системе не нужен человек , который признает её принципы только из страха . Тоталитарная система нуждается в фанатично преданных и верных ей людях . Отсюда вытекает "роковая тема" всех тоталитарных обществ - создание человека нового типа . Причем не важно , будет ли это "советский человек" комунистической системы или "суперчеловек" национал-социализма . Сама тоталитарная система в данных условиях неизбежно упирается в проблему "человеческого материала". Невольно вспоминается сюжет из романа Оруэлла "1984" , когда периодически переделывалось прошлое . Так же и тоталитарные режимы , создавая "нового человека" лишают его сначала прошлого ( настоящего прошлого ) ,а затем устраняют посторонние влияния , такие как , например , семья ( нечто подобное можно было наблюдать в последние годы "Третьего Рейха" и в Китае в годы "культурной революции").Это единственный путь создания "нового человека" , который должен быть выращен в тоталитарном обществе , как в теплице . Поэтому вполне логично ,что любые тоталитарные режимы делали , если не главную , то весьма значительную ставку на воспитание молодежи . Именно молодежь , лишенная богатого жизненного опыта , легче поддается обработке и воспитанию . В связи с этим далеко не случайна фраза , сказанная Гитлером :"Свою воспитательную работу я начну с молодёжи . Со стариками уже ничего не поделаешь".Национал-социалисты более чем преуспели на этом поприще , хотя и находились у власти в Германии всего 12 лет . Созданная ими система организаций , охватывавших буквально все общество , позволяет назвать "Третий Рейх" одним из самых тоталитарных государств в истории человечества.
Функции по воспитанию молодежи нацисты возложили на "гитлерюгенд" , эффективнейшую молодёжную организацию нового времени . Для многих миллионов немецких юношей и девушек в период между 1933 и 1945 гг. он был важнейшим социальным институтом , наряду с семьёй и школой . У части западных историков сложилось восприятие " гитлерюгенда " как организации автономной от НСДАП и государственных органов "Третьего Рейха". Конечно в то время 10-18 -летние юноши и девушки не осознавали , что "гитлерюгенд " - часть террористическо - политической системы , устремленной исключительно на насильственное разрешение конфликтов . Поэтому несомненно , что в большинстве своем члены "гитлерюгенда" свободны от вины за преступления , совершенные нацистами . Но несмотря на всё это , надо объективно рассматривать историческую роль "гитлерюгенда" , так как он был организацией вполне интегрированной в политическую систему "Третьего Рейха" . По крайней мере , высшему руководству этой организации было известно , что "гитлерюгенд" выполнял задания тоталитарной системы как организация , поставляющая подрастающие кадры для НСДАП и её подразделений , поэтому молодые люди воспитывались исключительно как носители идей национал-социализма . Этому способствовала неподвижная военно-иерархическая структура , позволявшая наиэффективнейше выполнять функции , возложенные на "гитлеюгенд" партией .
Актуальность обозначенной темы несомненна . Еще в конце 70-х годов ряд политологов Европы заговорили о "молодёжной революции" , применяя этот термин и к событиям во Франции 1968 года , и к "культурной революции" в Китае , часть же специалистов относила этот термин и к германскому национал-социализму . НСДАП смогла провести не только "национальную революцию" , но и "молодёжную революцию" , выдвинув в политику совершенно молодых людей . Поляризацию политических взглядов и радикализацию молодёжи ,наблюдавшуюся у германской молодежи в 20-30 г.г. можно сейчас наблюдать и у российской молодежи . Как и в Веймарской республике молодёжь , вынужденная заботиться сама о себе ,с крайним скепсисом и презрением относилась к демократии , так и нынешняя российская молодёжь ,поставленная в тяжелейшие условия , при полнейшем отсутствии даже зачатков государственной молодёжной политики оказывается сильнейшим образом разочарованной в реальности . Не случаен тот факт , что в последние два года в несколько раз увеличился приток молодёжи в праворадикальные и левоэкстремистские организации . Пример Германии показывает ,что правительство , забывающее о молодёжи рискует будущим всей страны .
В данной работе были использован ряд источников , которые можно разбить на несколько групп :
1) мемуарная литература ( воспоминания Альберта Шпеера,Вальтера Шеленберга );
2) дневники . К ним кроме собственно дневниковых записей , например дневников Иойзефа Геббельса , можно отнести воспоминания Раушнинга и записки Генри Пикера , где подробно описываются беседы и высказывания Гитлера .
3) сборники материалов и документов ( материалы нюрнбргского процесса и т.д.).
Хотя имеются источники ,которые трудно однозначно отнести к какой-либо выше перечисленной группе . Таковой является книга Адольфа Гитлер "Моя борьба"(1) . С одной стороны , это - мемуарная литература , так как ,находясь в тюрьме ,Гитлер изложил в ней свою жизнь и описал зарождение национал-социализма . Но , с другой стороны , эту книгу можно отнести к документам , так как именно "Моя борьба" стала "библией нацизма" , на основании которой позже строился "Третий Рейх" . Данное произведение даже не является единым по стилю - воспоминания личного плана сменяются чисто практическими рассуждениями о построении "нового общества" и возможных путях прихода НСДАП к власти . Именно в главе , посвященной будущему государству ,Гитлер уделяет значительное внимание на воспитанию молодежи . Но здесь еще не идет речь о создании "нового человека" , а в основном о физическом воспитании молодежи как будущих солдат .
Свои истинные цели Гитлер раскрывает в разговорах с Германом Раушнингом и в своих застольных разговорах . Несколько позже , эмигрировав в Англию , Раушнинг издает там книгу "Говорит Гитлер" , а затем "Зверь из бездны" , в которых на основе речей Гитлера строит жуткую картину истинных планов данного диктатора(2) . Именно Раушнинг представил всему миру жуткие по своему цинизму и жестокости рассуждения Гитлера , назвав его приход к власти не иначе как "революцией нигилизма" "Истины не существует "- так однажды сказал Гитлер Раушнингу , и тот осознал , что Гитлер жаждет не просто власти , он жаждет создания нового мира , он жаждет создания новой религии с собой с качесве эрзац-божества . Не случайно название второй книги ,"Зверь из бездны" , опирается на апокалипсический сюжет .
Несколько иным Гитлер предстает перед читателем в книге Генри Пикера "Застольные разговоры Гитлера"(3) . Здесь он пытается показать свою эрудицию в самых различных областях знаний - от военного дела до семейной педагогики . Именно поэтому данные записи представляют исключительный интерес , так как почти вся деятельность "Третьего Рейха" основывалась на личных симпатиях и взглядах фюрера . Если судить о "Разговорах..." "с разбега" , то они поражают своей энциклопедичностью , универсальностью , всеобъемлющим охватом тем . С безапелляционностью Гитлер проповедует свои идеи о религии и науке и о завтрашнем дне железнодорожного транспорта , о ренесансе и барроко и о конституции средневековой Венецианской республики , о гениальности Сталина и о археологии . Но между тем большинство фактов , сообщенных Гитлером своему окружению нередко просто не соответствуют действительности , что весьма красноречиво характеризует самого Гитлера .
Рассматривая мемуарную литературу , кроме воспоминаний Шпеера и Шеленберга , нельзя не упомянуть сборник воспоминаний , записок , дневниковых отрывков верхушки Рейха "Откровения и признания "(4).Среди персон , представленных в качестве "авторов" данного сборника , выступают Гитлер , Риббентроп , Розенберг , Геббельс , Гиммлер , Борман , Кейтель , Йодль , Гальдер , Паулюс и многие другие .Еще недавно большинство этих материалов были абсолютно секретными . Эти свидетельства и признания лидеров нацистской Германии , являвшихся "творцами" , активными участниками и очевидцами эпохальных событий представляют гигантский интерес как мемуарно-документальные источники . Материалы сборника ( записи бесед , дневники , письма , воспоминания , публичные речи и секретные выступления ) раскрывают "кухню" подготовки , осуществления агрессии и развязывания Второй Мировой войны .
Не менее ценный материал дают воспоминания Альберта Шпеера , одной из самых приближенных фигур к Гитлеру , его личного архитектора , а затем министра вооружений(5) . Описанное Шпеером интересно с двух сторон . Во-первых , мемуары Шпеера показываю , то , что происходило "за кулисами" "Третьего Рейха", здесь он настаивает на том , что верхушку Рейха постоянно раздирали противоречия .Слов нет , нацизм середины тридцатых был весь в "родимых пятнах" , отражавших дуализм его происхождения . Члены "Красного фронта" нередко целыми отрядами вступали в СА.Берлинские острословы именовали их бифштексами - коричневыми снуружи , красными внутри . Позже линия противоречий прошла между группами , которые боролись за власть и расположение фюрера . Гесс , Гиммелр , Борман , Геббельс , Геринг - каждый из них со своим окружением "тянул одеяло" власти на себя . Во-вторых , Шпеера более чем подробно показывает личные взгляды Гитлера на искусство и культуру ,и как они отразились в целом на искусстве и культуре в Рейхе . Для данной работы эти мемуары преставляют интерес ,с одной стороны , из-за того , что в них показаны настроения молодёжи и студенчества времени Веймарской республики , с другой стороны , что показывает роль и место руководителй "гитлерюгенда" в верхушке нацистской партии . Именно по этим же причинам интерес представляют и мемуары Вальтера Шеленберга(6) . В целом они посвящены секретным операциям нацистской разведки и спецслужб , что не входит в рамки этой дипломной работы . Но первые главы ,описывающие становление национал-социализма и его приход к власти ,показывают ,как безработный юноша , проявив изворотливость подобно тысячам других вступил в НСДАП , увидев в этом реальный путь к успеху . На Нюрнбергском процессе Шелленберг предстал лишь как свидетель , хотя позже в 1948 году он вновь предстал перед судом по так называемому "Дело о Вильгельмшрасссе".
Среди источников , использованных в этой дипломной работе нельзя не упомянуть и еще один недостаточно известный широкому кругу читателей сборник материалов "Германский национал-социализм" , выпущенный издательством "Паллада" в 1994 году(7). Его уникальность определяется теми материалами , которые здесь приведены . Во-первых , высказывания большинства нацистских лидеров о различных сферах деятельности "Третьего Рейха" , а во-вторых , полный текст "Основ истины" , своего рода хрестоматии для "гитлерюгенда" , в-третьих , образцы наглядной пропаганды , направленной на молодёжь . Сама книга состоит из нескольких разделов , посвященных той или иной проблеме :искусство , молодежь , демократия и т.д.
Кроме этой книги нельзя не вспомнить немецкое издание "Книгосожжение 10 мая 1933 года " ( "Bucherverbrennung zum 10.Mai 1933 ")(8). Данное издание интересно тем , что так же дает большое количество документальных сведений : отчетов , справок , газетных статей , посященных книгосожжению . В рамках данной дипломной работы данное издание интересно тем , что здесь приведено множество материалов о участии "гитлерюгенда" в данной акции .
Важнейшим документом для оценки роли "гитлерюгенда" с системе "Третьего Рейха" являются протоколы Нюрбергского процесса , по поводу которых остается пожалеть , что материалы Нюрнбергского процесса так и не изданы до сих пор в полном объеме(9). В данных протоколах представляют интерес допросы Бальдур фон Шираха , возглавлявшего "гитлерюгенд" до 1940 года , где четко прослеживается ориентация молодёжи руководством данной организации на войну .
Кроме этих документов в качестве источника основополагающих знаний можно привести "Энциклопедию Третьего Рейха"(10) . Несмотря на то , что данное издание является уникальным и пока единственным , нельзя не заметить , что в ней допущены ряд неточностей , а иногда даже грубых ошибок . Например , рейхсюгендфюрер Артур Аксман , следующий после Шираха руковдитель "гитлерюгенда" ,потерял свою руку во время Норвежской кампании , а не на Восточном фронте . Но в целом энциклопедия дает полное представление о многих аспектах деятельности национал-социалистического государства .
Оценивая же в целом историографию нацизма ,можно проследить существенные различия между западной и отечественной историографией .
Для отечественной историографии нацизма характерны следующие черты :
- глобальность поставленной проблемы . Большинство авторов работ по нацизму рассматривают не какие -то отдельные процессы или аспекты его деятельности , а всю историю нацизма в целом . В качестве примера этого можно привести две основополагающие работы : "Преступник номер 1"Д.Е.Мельникова и Л.Б.Черной(11) и ряд книг В.В.Розанова ( "Германия под властью нацизма","Свастика над Германией ", "Конец "Третьего Рейха"")(12). Естественно , круг общих работ по истории нацизма значительно шире , но при написании данной дипломной работы интерес представили только эти .
- социологичность исторических работ.Работы отечественных историков по национал-социализму в своей основе опирались не на деятельность того или иного подразделения партии , а на влияние и связь идеологии и практики нацизма с определенными слоями общества .В качестве примера можно привести работы А.А.Аникеева "Германский фашизм и крестьянство"(13), А.А.Галкина "Германский фашизм"( здесь была четко показаны отношения НСДАП с рабочим классом и со средними слоями)(14),а так же выпущенную под редакцией Н.С.Черкасова "Германия :фашизм , неофашизм и молодёжь"(15). Этот подход был вполне оправдан в условиях господства научного материализма , но на данный момент данные работы не могут дать полной картины деятельности , например того же "Трудового фронта" и прочих структур ,подчиненных НСДАП. Несомненыным плюсом этих работ является обилие статистических материалов , но существенным минусом то , что желая доказать классовую сущность германского фашизма в соответствии со стандартами марсизма-ленинизма сами исторические концепции подгонялись под партийные догмы .
Зарубежная историография нацизма имеет несколько другие характерные черты :
- персонификация тоталитаризма , сведение тоталитарного общества к нескольким фигурам . Эта особенность имеет как бы двойное значение . С одной стороны , приравнивание тоталитаризма к одной или нескольким персонам обладающим реальной властью в государстве не совсем оправдано , так как тоталитаризм это прежде всего система , хотя и созданная определенными людьми , но способная существовать и без своих создателей . С другой стороны , подробное рассмотрение жизненного пути того же самого Гитлера позволяет найти корни и причины многих его поступков , так как не стоит забывать , что именно его воля определяла внутреннюю и внешнюю политику "Третьего Рейха".Стоит остановиться на наиболее ярких работах , привлеченных при написании дипломной работы . Прежде всего самой доскональной биографией Гитлера является труд западногерманского журналиста Иоахима Феста "Адольф Гитлер"(16) . Автору данной биографии достаточно удачно удалось избежать и крайности элементарной рационализации мотивов во многом аномальной личности , и крайности перенесения этих поисков в область подсознательного . Его книга уникальна по глубине проникновения в мотивацию поведния и деятельности Гитлера . Кроме этого ,при фундаментальности фактологической основы данной монографиии , автор делает упор не на описании , а на понимание того или иного процесса . Этому вполне соответствует структруа книги , где её концептуальный каркас образуют авторские размышления , вписывающие биографию индивида в контекст эпохи и всемирной истории . Поэтому вполне обоснованно можно заявить , что через личность Гитлера Фест исследует целую эпоху.
Другая ,не менее впечатляющая биография Гитлера написана так же не профессиональным историком ,а публицистом Джоном Толанлом . Но несмотря на это , материалы ,собранные им достойны работы профессионального историка . Все они уникальны : беседы со всем оставшимся в живых окружением фюрера ,документы из досье контрразведки США , неопубликованные документы из английских правительственных архивов . Оригинальность изложения биографии Гитлера Толандом(17) состоит в том , что он смотрит на эту фигуру как бы глазами его современников . При этом показательно то , что вначале в глазах многих , если не большинства немцев нацистский фюрер вовсе не был той зловещей фигурой , какой мир его увидел позже .Работа Толанда так же не простое описание жизни одного из диктаторов(18) , а попытка взглянуть на мир 30-х годов глазами человека того времени .
Сравнительная биография "Гитлер и Сталин"написаннная Аланом Буллоком является единственным в мире фундаментальным сопоставлением жизнеописантя двух диктаторов .Каждый из них , начав жизнь в "глубинке" в полной безвестности , собственными силами , и используя стечение исторических обстоятельств , достиг необъятной и бесконтрольной власти в масштабах великих держав и в значительной части мира .
Всем этим трем работам присущи два недостатка . Во-первых ,это недостаточное внимание к социально-экономической проблематике(19) ; во-вторых , не вполне четко отражено " насколько велика степень участия определенных экономических коугов и таких консервативных групп , как армия и церковь , в провале Веймасркой республики и тем самым , по меньшей мере косвенно , в подъеме национал-социализма"(20).
- психологический подход к историческим событиям . Это наиболее характерно для англоязычной литературы . Наибольший интерес из неё представляют работы английских авторв Блевела "Секс и общество в нацистской Германии"(21) , а так же Бессела "Политическое насилие и возвышение нацизма"(22). Эти работы нельзя однозначно отнести ни к истории , ни к психологии , ни к социологии : в них приводится достаточно большой материал , представляющий как бы анализ "среза эпохи" . Не случайно в обеих этих работах авторы уделяют большое внимание молодежи и "гитлерюгенду" .Именно молодёжь должна была обеспечить прочность и "вечность" национал-социалистического режима , именно из молодёжи нацисты хотели вырастить "нового человека" ( особенно это ярко показано в книге Блевелла ).
Собственно ,проблема "гитлерюгенда"(23) в отечественной историографии практически не освещена , если не считать указанной выше книги под редакцией Н.С.Черкасова "Германия :фашизм , неофашизм и молодежь" , выпущенной издательством Томского университета . При всех плюсах этой работы : богатстве использованных источников , фундаментальной фактололгии , отхода от стандартного понимания классовой сущности нацизма - имеются ряд серьезных промахов . Во-первых , попытка проанализировать два таких непоставимых с точки зрения исторической значимости явления как фашизм и неофашизм никак не объяснена . Во-вторых , полное отсутствие четкой периодизации деятельности "гитлерюгенда" .В-третьих , при постановке проблемы в данной работе речь шла о связи германского фашизма с молодёжью в целом , но очень сильный перекос сделан в сторону "гитлерюгенда" , при этом почти совсем не уделено внимание таким организациям ,как Национал-социалистический союз студентов и "Сила через радость".Как видно ,разработка проблемы "гитлерюгенда" в отечественной историографии еще ждет своего часа .
Иная ситуация наблюдается в западной , а прежде всего в германской историографии . Здесь в большинстве исследований, посвященных нацизму вообще , и "гитлерюгенду" в частности , делается упор прежде всего на политическую историю данной организации . Даже в рамках этой работы это можно проследить достаточно четко , что Хизеке ,что Клённе или Хеллфельд дают историю "гитлерюгенда" как бы в отрванном от остального мира варианте , не выходя ни на шаг за рамки обозначенной темы .
Работа германского историка Хизеке Х."От "Перелетных птиц" до "гитлерюгенда"" посвящена молодёжному движению Германии в целом , начиная от романтическо-патриотического движения "Перелетные птицы" до "гитлерюгенда". Собственно автор как и многие другие, чьи труды , использованные в данной работе , историки не выдвинул оригинальной концепции , но его работа является незаменимой с точки зрения наличия фактов .Данная работа состоит из трёх частей : первая посвящена состоянию молодёжных организаций до Первой Мировой войны . Здесь рассмотрены три тенденции в молодежном движении - зарождение "фёлькише", активизация рабочей молодёжи и протипоставление буржуазных молодёжных организаций юношеским организациям рабочей молодежи . Вторая - молодёжной работе в годы Веймарской республики . Здесь прежде всего уделяется особое внимание нарастающему конфликту между рабочей и буржуазной молодёжью , который принимает уже политические очертания - первые становятся на левые позиции , вторые -на центристские . Третья часть посящена собственно "гитлерюгенду". Небольшим минусом данной работы является то , что "гитлерюгенд" как бы выпал из периода Веймарской республики , хотя отрицать тот факт , что он очень сильно отличался от всех других организаций не приходится .
Другой , не менее значительной работой , явяется книга Арно Клённе "Молодёжь в "Третьем Рейхе""(24) .Арно Клённе является чуть ли не патриархом исследования проблем , связанных с "гитлерюгедом" . Его концепция никогда не была одинаковой . Если вначале Клённе придерживался точки зрения "автономности" "гитлерюгенда" , то затем в более поздних работах он отошёл о этой точки зрения .В данной работе он рассматривает молодёжные организации не оторванно друг от друга , а в комплексе , прежде всего в борьбе "гитлерюгенда" со своими противниками - конкурирующими молодежными организациями . Данной работе не хватает как раз того , что присущее советской историографии - постановки проблемы взаимотношения и влияния на молодёжь , в целом как на социальную группу , национал-социализма .
Совместная работа Хеллфелда и Клённе названная "обманутое поколение" не является чем-то оригинальным , но интересна с точки зрения обильных коментариев к документам и целому ряду источников по истории "гитлерюгенда"(25) . Документы зедсь приводятся по различным разделам :молодёжные союзы в "Третьем Рейхе", молодёжная оппозиция , "Свастика над школой" ,еврейская молодёжь в национал-социалистическом государстве , участие молодёжи в войне , контроль и респрессии молодёжи.
Таким образом , написание данной работы преследовалось несколько целей . Первая - рассмотреть историю органцизации "гитлерюгенд" , с одной стороны , как процесс,присущий молодёжи Германии в целом как социальному слою ; с другой сторны , как историю конкретной организации . Вторая - обозначить тенденции во работе нацистов с молодежью вообще и внутри "гитлерюгенда" в частности . Третья - на основании этих тенденций дать периодизацию истории "гитлрюгенда".